Фестиваль «Шостакович XX век»: программа на 16 сентября

Вести региона

В четверг, 16 сентября, на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоится концерт квартета имени Бородина. 

Солисты: Николай Саченко (1-я скрипка), Сергей Ломовский (2-я скрипка), Игорь Найдин (альт), Владимир Бальшин (виолончель). В программе мероприятия произведения:

  • Дмитрий Шостакович (1906–1975) — Струнный квартет № 1 до мажор ор. 49 (1938), Струнный квартет №12 ре бемоль мажор ор. 133 (1968).
  • Николай Мясковский (1881–1950) — Струнный квартет №13 ля минор ор. 86 (1949).

К струнному квартету Д. Д. Шостакович впервые обратился в 1938 году уже будучи известным автором двух опер, пяти симфоний, фортепианного концерта и ряда других произведений. Этот жанр стал одним из его любимых вплоть до конца жизни. Квартет № 15 был написан и исполнен за год до кончины композитора. По масштабу идей и цельности драматургии квартеты Шостаковича вполне сопоставимы с его симфониями.

Процесс создания Первого квартета op. 49 был описан Шостаковичем в письмах к другу Ивану Соллертинскому: сначала появилась II часть произведения, затем были написаны и скомпонованы остальные части. Результатом работы композитор остался недоволен: «Вышло не ахти как. Но, впрочем, и трудно сочинять хорошо». Анонсируя квартет перед премьерой, состоявшейся 10 октября 1938 года в Ленинграде, Шостакович, памятуя о недавних разгромных статьях 1936 года, «на всякий случай» предупредил, что «не следует искать особой глубины в этом моем первом квартетном опусе. По настроению он — радостный, веселый, лирический. Я бы назвал его “весенним”». В схожем ключе автор высказался и в 1951 году на страницах журнала «Советская музыка»: «…я стремился передать в нем образы детства, несколько наивные, светлые, весенние настроения». Сказанное Шостаковичем больше можно отнести к третьей части и стремительному финалу, противостоящим двум серьезным первым частям, идущим в умеренном темпе. В первой части можно услышать мотивы из Седьмой симфонии, написанной также в тональности до мажор, а вторая часть открывается горестным монологом альта, напоминающего зачин протяжных русских песен.

ЧИТАТЬ  Под Тольятти провалился под лед мужчина

Квартет № 12 op. 133 был завершен Шостаковичем 13 марта 1968 года, а 14 июня впервые был исполнен Квартетом им. Бетховена во Всесоюзном Доме Композиторов в Москве. Произведение вошло в цикл квартетов, посвященных «бетховенцам» (с 11 по 14), и было адресовано первой скрипке, Дмитрию Цыганову, упомянувшему на страницах газеты «Советская культура» о замысле Шостаковича написать 24 квартета во всех мажорных и минорных тональнос­тях. Идея не была осуществлена до конца, но каждый из 15 квартетов действительно написан в собственной тональности. В Двенадцатом квартете Шостаковича две части, первую из которых можно условно обозначить как вступительную, а вторую как главную. Если не считать Прелюдии и Скерцо op. 11 для струнного октета, это единственный двухчастный цикл в камерно-инструментальной музыке Шостаковича. В этом квартете № 12 Шостакович впервые активно использует двенадцатитоновый ряд, соответственно, формальной идеей квартета становится противостояние тональности и додекафонии. Эта конфронтация выражена композитором и на уровне тематическом (двенадцатитоновая линия в первой части завершается аккуратным кадансом в ре-бемоль мажоре), так и на фактурном (во второй части атональному монологу виолончели отвечает тональный хорал остальных инструментов).

Николай Мясковский (1881–1950). Струнный квартет №13 ля минор ор. 86 (1949). Квартет № 13 op. 86 был написан тяжелобольным Николаем Мясковским в 1949 году, за год до смерти, и удостоен Сталинской премии первой степени уже после кончины композитора. Сочинение посвящено Квартету им. Бетховена и прозвучало впервые в радиоэфире, что дало возможность смертельно больному автору услышать одно из своих последних произведений. В конце жизни Мясковский с ностальгической грустью оглядывается на прошлое, воспринимая прошедшие трагические события с умиротворением мудрости. Лирические, фантастические и причудливые образы — часть эпического повествования. Среди особых композиционных приемов — драматургическое сталкивание разных жанровых сфер. Так, во второй части, в средней части фантастического скерцо, почти параллельно звучат траурный марш и меланхолический вальс. Тема этого скерцо изначально предназначалась для симфонии, тем самым Мясковский подчеркивает равенство в своем творчестве симфонических и камерных жанров. Открывающая квартет тема у виолончели похожа на эпический зачин и периодически возникает в остальных эпизодах квартета. Один из критиков высказался про эту мелодию, что она «как молитва, смиренная и покорная, но исходящая от того, кто все ещё полон огня».

ЧИТАТЬ  Коронавирусом в Самарской области заразились еще 295 человек

Источник: https://tvsamara.ru/news/festival-shostakovich-xx-vek-programma-na-16-sentyabrya/

Оцените статью
Samara Times - городской вестник