Фестиваль «Шостакович XX век»: программа на субботу, 18 сентября

Вести региона

В субботу, 18 сентября, на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоится гала-концерт звезд оперы. 

Солисты: Владимир Комович (бас), Большой театр России, Анастасия Сорокина (сопрано), Большой театр России, Михаил Губский (тенор), Московский театр «Новая опера» им. Е.В.Колобова, Наталия Ляскова (меццо-сопрано), Пермский театр оперы и балета
Солисты Самарского академического театра оперы и балета: Татьяна Ларина (сопрано), Василий Святкин (баритон), Георгий Цветков (баритон)

Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета
Дирижер: Евгений Хохлов

Зрители смогут услышать произведения: 

Дж. Верди (1813 – 1901) — Увертюра к опере «Сила судьбы». Исполняет Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Дж. Верди — Ария Эболи «Nel giardin del bello» из оперы «Дон Карлос». Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

Дж Верди — Ария Сильвы «Infelice e tuo credevi» из оперы «Эрнани». Владимир Комович (бас)

Дж Верди — Ария и стретта Манрико «Ah si ben mio…Di quella pira» из оперы «Трубадур». Михаил Губский (тенор)

Дж. Верди — Ария Джильды «Caro nome che il mio con» из оперы «Риголетто». Анастасия Сорокина (сопрано)

Дж. Верди — Ария Риголетто «Cortigiani, vil razza dannata?» из оперы «Риголетто». Василий Святкин (баритон)

Ж. Бизе (1838 – 1875) — Антракт к III действию оперы «Кармен». Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Ж. Бизе — Цыганская песня «Les tringles des sistres tintaient» из оперы «Кармен». Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

Ж. Бизе. Куплеты Тореадора «Votre toast … je peux vous le rendre» из оперы «Кармен». Владимир Комович (бас)

Ж. Бизе. Ария Микаэлы «Je dis que rien m’epouvante» из оперы «Кармен». Анастасия Сорокина (сопрано)

Ж. Бизе — Ария Хозе «La fleur que tu m’avais jetée» из оперы «Кармен». Михаил Губский (тенор)

Ж. Бизе — Ария Кармен «En vain pour éviter les réponses amères» из оперы «Кармен». Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

ЧИТАТЬ  Дмитрий Азаров поздравил жителей региона с Днем защитника Отечества

П. Чайковский (1840 – 1893) — Увертюра к опере «Пиковая дама». Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

П. Чайковский — Сцена у Зимней канавки «Уж полночь близится… А Германа все нет» из оперы «Пиковая дама». Татьяна Ларина (сопрано). Михаил Губский (тенор)

П. Чайковский — Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы «Пиковая дама». Михаил Губский (тенор)

М. Мусоргский (1839 – 1881) — Сцена гадания Марфы «Силы потайные…» из оперы «Хованщина»
Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

М. Мусоргский — Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» из оперы «Борис Годунов». Владимир Комович (бас)

М. Мусоргский — Романс «Где ты, звездочка» на слова Н. Грекова. Анастасия Сорокина (сопрано)

М. Мусорский — Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Песня о блохе») из «Фауста» И. Гете в переводе А. Струговщикова.
Владимир Комович (бас)

Д. Шостакович (1906 – 1975) — Полька, Вальс-шутка и Романс из Первой балетной сюиты. Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Д. Шостакович — Песенка Лидочки « Я в школу когда-то ходила» из оперетты «Москва-Черемушки». Анастасия Сорокина (сопрано)

Д. Шостакович — Дуэт Лидочки и Бориса «Бью челом тебе, красна девица!» из оперетты «Москва-Черемушки». Анастасия Сорокина (сопрано), Георгий Цветков (баритон)

Д. Шостакович — Галоп и Лирический вальс из Первой балетной сюиты. Симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Дирижер – Евгений Хохлов

Также в субботу, 18 сентября, на сцене Тольяттинской филармонии пройдет концерт Андрея Коробейникова (фортепиано).

Произведения:

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Афоризмы op. 13 (1927), Прелюдии op. 34 (1933)

Цикл из десяти пьес «Афоризмы» был сочинен Шостаковичем весной 1927 года вскоре после его участия в I Международном фортепианном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве, на котором композитор был удостоен почетного диплома и всерьез задумывался о пианистической карьере. Название «Афоризмы» было предложено музыковедом Болеславом Яворским, каждой пьесе предпосылается заголовок («Речитатив», «Серенада», «Ноктюрн», «Элегия», «Траурный марш», «Этюд», «Пляска смерти», «Канон», «Легенда» и «Колыбельная»), становящийся поводом для диалога с привычными жанровыми стереотипами. Например, «Похоронный марш» звучит в достаточно подвижном темпе с мажорными фанфарами, а записанный без тактовых черт «Ноктюрн» вместо привычной для XIX века кантилены оглушает урбанистическими шумами. Прелюдии из созданного спустя шесть лет фортепианного цикла op. 33 схожи с «Афоризмами» своей лаконичностью, эксцентрикой и мастерским воплощением разных музыкальных жанров. Шостакович группирует 24 прелюдии по шопеновскому принципу, идя от до мажора по квинтовому кругу в сторону диезных тональностей. Содержание и фактура пьес, однако, оказываются совсем не шопеновскими, нарочитая жесткость указывает на связь с авангардными течениями послереволюционных лет. Прелюдии этого цикла изобилуют интертекстуальными отсылками к сочинениям С. Прокофьева, Р. Штрауса и П. Чайковского.

ЧИТАТЬ  Выступление в Первой лиге начнёт женская команда "Крыльев Советов"

Фредерик Шопен (1810–1849)
Прелюдии op. 28 (1839)

Прелюдия — музыкальный жанр, возникший в эпоху Ренессанса. Буквальный перевод этого слова — «предшествующее игре» — указывает на роль прелюдии в музицировании XV–XVI веков: перед началом серьезного произведения музыканту было необходимо проверить акустику и настройку инструмента. В эпоху барокко прелюдия — простор для импровизации исполнителей. Считается, что для клавишных в XVII веке первым стал записывать свои прелюдии Луи Куперен. В Германии носящая черты импровизации прелюдия оказывается в тесной сцепке со строгой фугой или хоральным напевом, получая совершенное воплощение в творчестве И. С. Баха. Новый статус прелюдия приобретает у романтиков, увидевших в свободе и миниатюрности, присущих этому жанру, идеальную форму для выражения мимолетных впечатлений и настроений. Эмансипация прелюдии происходит у Ф. Шопена, создавшего в 1839 году свой гениальный цикл из прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях, отразивших широчайшую гамму чувств и эмоций. Фортепианная прелюдия становится одним из любимых жанров русских композиторов, следовавших романтической традиции (А. Лядов, А. Скрябин, С. Рахманинов). В XX веке происходит очередное переосмысление жанра, приобретшего взамен былой поэтичности резкость, угловатость и эксцентричность.

Галина Уствольская (1919–2006)
Прелюдии (1953)

Идею воплощения множества идей, значений и смыслов в формат небольшого камерного жанра прелюдии развивала Галина Уствольская, консерваторская ученица Шостаковича. Цикл из 12 прелюдий был создан ею в 1953 году. Композитор говорила, что «эти пьесы неверно было бы называть “Прелюдии”, каждая являет крупное по мысли, законченное сочинение». Драматургия цикла насыщена резкими контрастами: «демонические» прелюдии (№ 5, 9) соседствуют с «ангельскими» (№ 3, 6), даже внутри самих пьес цикла происходит столкновение этих сфер с последующей трансформацией (№ 5, 7). На уровне цикла же действует жесткая логика внутренних связей, вариантность, арочность, числовая символика. Краткие интонации подобны авторской речи, обрушивающейся всей мощью нарастающего эмоционального потока на завороженного слушателя.

Источник: https://tvsamara.ru/news/festival-shostakovich-xx-vek-programma-na-subbotu-18-sentyabrya/

Оцените статью
Samara Times - городской вестник