Певучая гармонь Григория Пономаренко: как судьба музыканта связана с волжской землей

2 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения композитора, чьи песни стали народными.

Фото: Волжский народный хор
Фото: Волжский народный хор

Григорий Пономаренко жил в городе Куйбышеве, нынешней Самаре, не так уж и долго — десять лет. Но именно здесь он написал многие из своих лучших произведений. Они были исполнены Государственным Волжским русским народным хором, которым он руководил. Наши земляки были их первыми слушателями, и для них Григорий Пономаренко был своим. От нашего города он стал неотделим.

Волжское притяжение

В моем детстве была традиция песенных застолий. К нам в гости приходил папин друг дядя Витя, разворачивал свой трофейный аккордеон, и вся компания — и взрослые, и дети — подпевала ему: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком…». Я был убежден, что это песня народная. Так же как народной мне казалась «Ивушка зеленая, над рекой склоненная…». Когда пелась «Ивушка», мужики помалкивали, понимая, что это для женских голосов. Было ощущение, что мелодии этих песен рождались вместе со словами, были неотделимы от них. А может, и не рождались они вовсе. Мелодии эти были естественны, как дыхание. Как какое-то удивительное явление природы. Уже потом, много лет спустя, я узнал, что у этих «народных» песен был автор — Григорий Пономаренко. И что судьба его была связана с нашей волжской землей.

С 1952 по 1962 год он был музыкальным руководителем Государственного Волжского русского народного хора. Человек страстный, влюбчивый, Григорий Федорович был очарован Волгой и здешними местами. Волжское раздолье замечательно «рифмовалось» с его мелодиями — протяжными и задорными. Именно здесь родились и «Ивушка», и «Эх, Волга-речка, не боли, сердечко», и «Пораскинулись русские степи», и «Гармонь певучая», и десятки других красивых песен.

ЧИТАТЬ  "РКС-Самара" провели на Ленинградской акцию "Инженерные колодцы — зона повышенной опасности"

Они и сегодня на слуху у многих. Мне кажется, не только люди в возрасте, но и молодые придут 12 февраля к 18:30 в Самарский академический театр оперы и балета, чтобы снова их услышать. В этот день Государственный Волжский русский народный хор имени Петра Милославова приглашает самарцев на новую концертную программу, посвященную 100-летию со дня рождения Григория Пономаренко. Песенные россыпи композитора бережно хранятся вот уже несколькими поколениями прославленного хорового коллектива. Прозвучат и популярные песни Григория Пономаренко, и редкие произведения, созданные им в разные периоды творчества.

«Играл, как дышал»

Григорий Пономаренко родом из песенных мест, с Украины. Он появился на свет в крестьянской семье в Черниговской области. Нотной грамотой овладел самостоятельно. С пяти лет начал играть на баяне и других музыкальных инструментах своего дяди — Максима Терентьевича Пономаренко, известного в округе мастера-самородка. Однажды, когда на одной из сельских посиделок дядя Максим отложил баян в сторону и пошел передохнуть, шестилетний Гриша взял инструмент в руки и заиграл плясовую. Все были поражены. Уже в 12 лет мальчик сочинял музыку к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар» в городе Запорожье, куда он переехал жить в семью дяди Максима. Тот определил племянника учеником к профессиональному баянисту Александру Кинебасу. В 14 лет мальчик начал работать баянистом в городском Доме пионеров, а еще он играл для приезжавших туристов.

Потом был Киев, где Григорий устроился на работу аккордеонистом в один из джаз-оркестров. Там-то его и приметил музыкант ансамбля песни и пляски погранвойск НКВД Украины Семен Семенович Школьник. Он прослушал молодого аккордеониста и предложил ему стать воспитанником этого коллектива. Так в 17 лет определилась судьба музыканта. В ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД Украинской ССР Григорий Пономаренко проработал десять лет — с 1938 по 1947 год. С ним прошел всю войну. С ним появились первые песни композитора. Прослужив еще два года в Ансамбле песни и пляски МВД СССР, Григорий Пономаренко демобилизуется в 1949-м и два года работает баянистом в столичном оркестре русских народных инструментов имени Осипова. Там всегда играли музыканты, прошедшие консерваторскую школу. Удивительно, что звездой в ансамбле, музыкантом-виртуозом стал Григорий Пономаренко, нигде официально не учившийся. Газеты писали тогда, что он «играл, как дышал — широко и привольно».

ЧИТАТЬ  Штормовое предупреждение объявлено в Самарской области

«А журавлей относит ветер вдаль…»

Здесь-то и приметил его в 1952 году фольклорист и хормейстер Петр Михайлович Милославов, пригласив Григория Пономаренко музыкальным руководителем в создававшийся тогда Волжский русский народный хор.
В нашем городе жил Григорий Федорович в доме недалеко от Волги, на улице Фрунзе, 144, о чем свидетельствует мемориальная табличка. За десять лет работы с Волжским русским народным хором имя Григория Пономаренко узнала вся страна. Слава композитора, который писал песни для волжского коллектива, стала поистине всенародной.
Здесь он встретил и свою любовь — певицу Екатерину Шаврину, которая была моложе его на четверть века. Правда, потом пути его разошлись — и с Екатериной, и с нашим городом.

Затем был Волгоград, где Пономаренко возглавил народный хор Дворца культуры тракторного завода.
Потом его жизнь была связана с Краснодаром, где музыкант написал много песен на стихи местных поэтов. В этом городе открыт мемориальный музей композитора, его имя носят краевая филармония и школа искусств.

Творческое наследие Григория Пономаренко составляет почти тысячу произведений самых разных жанров — песни, инструментальные композиции для домры и баяна, музыка к театральным спектаклям и художественным фильмам, оперетты, оратории. Мало кто помнит о том, что сочинял Пономаренко и удивительные духовные песни. А его последнее крупное произведение было написано для православного богослужения «Всенощное бдение». В 1989 году оно прозвучало в Колонном зале в Москве и в Смольном соборе Санкт-Петербурга.

И все же в народ ушло, прежде всего, то, что было создано им на нашей волжской земле. Григорий Пономаренко был народным артистом СССР. И это был тот случай, когда звание и суть совпали.

В одном из воспоминаний я однажды прочитал, как Пономаренко, уже будучи в возрасте, пел в кругу близких свою песню на есенинские стихи «Не жалею, не зову, не плачу…». Было жарко, он сидел в одной майке, растягивал меха баяна и, обливаясь потом и слезами, выводил с надрывом: «Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветер вдаль…» Пел так, словно прощался с этим миром. Вскоре, 7 января 1996 года, Григорий Федорович погиб в автокатастрофе. Он был за рулем, и, как предполагают, в какой-то момент ему стало плохо.
Тысячи песен родились и умерли с той поры. А «журавли», созданные гением Есенина и Пономаренко, все летят и летят…

ЧИТАТЬ  Аэропорт «Курумоч» из-за угрозы взрыва временно приостанавливал работу

Новости партнеров

Источник: https://sova.info/news/pevuchaya-garmon-grigoriya-ponomarenko-kak-sudba-muzykanta-svyazana-s-volzhskoy-zemley/

Оцените статью
Samara Times - городской вестник
Добавить комментарий